Этапы развития речи дошкольников



Чтобы понять, чем характеризуется развития речи детей дошкольного возраста, необходимо определиться с особенностями этого периода. Считается, что именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее активно усваивает разговорный язык, знакомится со всеми сторонами речи.


Каждый дошкольник должен овладеть родным языком прежде всего для того, чтобы научиться общаться с окружающими. Чем раньше малыш получит возможность обучаться родному языку, тем лучше он будет знать его в будущем.

В дошкольном возрасте дети вынуждены больше общаться. Они уже не так зависят от родителей – узкосемейные рамки постепенно расширяются, и дети вступают в контакт со сверстниками, со старшими. Расширенный круг знакомств потребует от малыша полноценного владения средствами общения. Речь — основное из этих средств.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Речь дошкольника развивается сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она улучшается в процессе общения с окружающими. Во-вторых, именно речь позволяет развиваться мышлению ребенка в дошкольном возрасте.

Уровень речевого развития малыша является основополагающим фактором в определении степени его готовности к учебе в школе. Анализ особенности развития речи детей дошкольного возраста уровня развития речи позволяет получить информацию о том, насколько яркими являются речевые способности дошкольника, а также о его уровне психического развития.

Для определения степени речевой готовности к обучению в школе необходимо четко понимать, какие компоненты изучения речи считаются наиболее важными.

У ребенка развитие речи происходит посредством обучения. Малыш учится говорить. При этом нужно понимать, что сам процесс овладения речевыми навыками— это никак не результат какой-то специальной учебной деятельности.

О подобной учебной деятельности имеет смысл говорить, когда ребенок перейдет на новый уровень овладения речью — письменной, развитой на базе устной.

Первоначальное же овладение речью происходит в процессе общения ребенка с окружающими его людьми. Малышу интересно слушать, вникать, повторять то, что говорят взрослые – так он осваивает речь.

Первый год жизни: как протекает речевое развитие
В первые месяцы жизни, еще до того, как малыш начнет говорить, у него происходит закладка пассивного фонетического материала. Это означает, что на начальном этапе речевого развития дети учатся понимать речь окружающих и контролировать работу собственного голосового аппарата.

С каких звуков начинается становление речевого общения малыша?

Конечно же, с криков. В первые месяцы жизни они являются образцом рефлекторных реакций. Кричать могут как здоровые дети, так и страдающие глухотой, что мешает взрослым сразу диагностировать у них проблему со слухом.

Первые звуки малышей напоминают особенности развития речи детей дошкольного возраста гласные, дополнительно они окрашены звуками, близкими к гортанным, зубным и со временем шипящим.

Примерно к третьему месяцу дети начинают лепетать, намеренно забавляясь со звуками. От крика первый лепет отличается по нескольким показателям. Во-первых, лепет обогащен сразу несколькими вариантами звуков. Во-вторых, такие звуки отличаются связанностью между собой, особенно если сравнивать их с инстинктивными криками. Ребенок, когда лепечет, овладевает целым рядом новых свободных звуков, которые со временем позволят ему освоить звуковой состав слов в речи окружающих их людей.

Сначала малыш понимает речь взрослых на достаточно примитивном уровне, но со временем понимание улучшается. Ребенок познает начальные навыки речевого общения, благодаря чему получает возможность выражать эмоции, чувства, влиять на чувства и мысли окружающих.

Второй год: что нового в разговоре?
Большинство годовалых малышей проявляют первые признаки развивающегося речевого общения – произносят осмысленные слова. В их состав входят зубные и губные согласные, соединенные в слог с гласным. Примеры таких слов – «мама», «папа», «да» и пр. Это первые соединения повторяющихся слогов, которые уже взрослые преобразовали в наименования определенных людей, и прежде всего родителей. Именно этим объясняется столь высокая популярность особенности развития речи детей дошкольного возраста таких слов во всем мире. На самом деле первые слова малыши произносят с целью выразить собственные желания, донести информацию до взрослых.

Примерно к 18 месяцам у малышей начинает выделяться обозначающая функция речи. Вместе с ее появлением отмечается заметный сдвиг в процессе развития малыша. Его начинают интересовать не только функции, но и названия предметов, явлений, объектов, он совершенно осознанно задает вопросы для того, чтобы услышать на них четкие и понятные для него ответы.

Итогом речевого совершенствования становится заметно расширившийся словарь, в котором пока преобладают имена существительные. Именно в этот период дошкольного возраста ребенку становится ясно, что в этом мире у всего есть названия.

Речевое развитие младшего дошкольника

К трем годам дети начинают активно задавать вопросы, поэтому этот возраст принято называть возрастом «почемучки». Постоянные «почему» у детей выражают причинные отношения.

Особенность речевого развития этого возраста —формальная структура и грамматические формы речи по своему развитию опережают мышление. Достаточно часто можно столкнуться с заметными отличиями между смысловым содержанием речи и ее формой. Именно поэтому нужно понимать, что речевые формы, используемые ребенком, часто не являются доказательством того, что он осознает мыслительное содержание, которое они выражают.

Малыш может активно использовать термины, но не понимать их значения. Со временем внутри речевых форм малыша, которые он усвоит в ходе обучения, будет происходить и совершенствование смыслового содержания.

Четырехлетние дети: речевые особенности
В 4 года уровень речевого развития у детей достаточно высокий. Малыши владеют основами языка, придерживаются основных грамматических правил. Они говорят практически так же, как и взрослые, имеют богатый словарный запас.

Совершенствование речи будет происходить в школьном возрасте, когда у малыша появится возможность пользоваться более сложными способами для выражения своей мысли.

Пять лет: как говорят дети?

К 5 годам дети в большинстве случаев владеют основными формами для каждого слова. Они много разговаривают, общаются с людьми разного возраста, поэтому так называемое «чувство языка» у них уже практически сформировано. Ребенок начинает говорить правильно сам и обращает внимание на ошибки сверстников во время разговора. Хотя малыши пока не могут объяснить, в чем, на их взгляд, заключается ошибка, но они способны на нее указать.

Шесть лет: особенности разговора

В звуковом отношении речь шестилетних детей уже достаточно сформирована. Иногда малыши не могут произносить определенные согласные, но к концу шестого года они должны научиться произносить правильно большую часть звуков. Исключение — дети, развитие которых несколько запаздывает. У них обычно возникают проблемы с произношением согласных звуков, таких как «р», «ч», «ш» и пр.

В 6-7 лет особенности развития речи детей дошкольного возраста малыши пользуются всеми видами предложений, могут говорить сложными предложениями. Уровень устного речевого развития становится очень высоким.

В дошкольном возрасте у детей выделяют два типа речи:

эгоцентричную;
обращенную к другим людям.
Эгоцентричная речь подразумевает обращение к себе без необходимости присутствия посторонних. Как правило, такой тип речи характерен для детей 3-5 лет. Обращенная к другим речь — один из признаков развития коммуникативных навыков. В нее входят:

критика;
вопросы и ответы;
просьбы и угрозы;
информация.

Заканчивается формирование речевых навыков только к 7-8 годам.

О роли взрослых в речевом становлении дошкольника
Именно взрослые дают понять ребенку, что обращаться к окружающим можно посредством речи, слова. Ребенок начинает понимать, что, называя вещи своими именами, он может увеличить свои шансы на получение желаемого.

Главная особенность речевого развития на начальном этапе дошкольного периода — это не овладение обозначающей функцией слова, а возможность сознательно вступать в контакт с окружающими, которую получает ребенок. В общении малыш начинает намеренно использовать слова, обозначающие те или иные предметы и явления, часто не понимая до конца их смысла.

Сопоставив детскую речь с развитой речью, можно заметить, насколько важна для становления речи роль окружающих малыша взрослых людей. Именно на них дети ориентируются, когда начинают говорить, именно их используют в качестве примера для подражания.

Особенности развития речи дошкольников
Подытоживая все вышесказанное, отметим основные характеристики речевого развития детей в дошкольном возрасте:

речь становится главным средством общения; особенности развития речи детей дошкольного возраста
речь становится связной, эмоциональной, выразительной;
дошкольник знакомится с законами родного языка;
ребенок излагает мысли логично, связно, с помощью рассуждений учится решать задачи интеллектуального плана;
у детей развивается регулирующая функция речи, что позволяет им понимать инструкции, литературные произведения и пр.;
речь приобретает планирующий характер для решения задач, как практических, так и интеллектуальных;
появляется звуковая функция речи; слово становится абстрактной единицей, что позволяет в будущем справиться с освоением письменной речи;
появляется возможность понимания форм языковой деятельности;
дети проявляют сознательность в отношении овладения речью;
фонетическое развитие входит в стадию завершения, в результате чего ребенок начинает правильно слышать и проговаривать звуки;
появляются предпосылки для овладения грамотой.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук👐

С 1 сентября! С Днём знаний!

Наши победители конкурсов чтецов